Виктор, поясняю.
У школьников остались воспоминания, как они после автодела сдавали экзамены.
Вот пример из 1975-1976.
===
В девятом классе у моих ровесников в Советском Союзе в учебной программе присутствовал предмет под названием «Военное дело». На Кубе же нам объявили в школе, что вместо военного дела у нас будет автодело. Объяснили это так: мол, почти все ваши родители купят машину по возвращении домой, так что изучение автомобиля будет для вас гораздо полезнее. По-моему, мудрое решение.
Девочки и мальчики занимались автоделом раздельно. Видимо считалось, что девочки будут мальчиков тормозить. Мне занятия понравились. Теоретические уроки чередовались с практическими, на одном из них мы даже двигатель чуть ли не разбирали на отдельные детали. А самое интересное нас ждало по окончании учебного года: вождение настоящих машин!
И вот этот день настал. Нас, окончивших 9-й класс, повезли на автобусе далеко за Гавану в воинскую часть для прохождения практики по автоделу. Нас опять разделили по гендерному признаку. Все должны были водить грузовики, но у мальчиков они были больше. Инструкторами были советские военные.
В списке девочек я оказалась почему-то первой и решительно полезла в кабину. Кстати, в школе нас даже теоретически не учили водить, так что я совсем ничего не умела. Солдат дал мне ключ и велел заводить. Видимо, он мне помог, потому что мотор заработал, и мы поехали! Дорога на базе была узкая, в одну колею, без покрытия, состоящая из спусков, подъёмов и поворотов. Я ощутила неземной восторг, когда почувствовала, что такая громадина меня слушается. Ликовала я недолго, впереди прямо на повороте стояла пальма. Я слишком поздно повернула руль, убрала ногу с педали газа, а на тормоз нажать не догадалась. Мы, конечно, врезались в пальму. Я стукнулась рёбрами о руль, инструктор – лбом о стекло, никаких излишеств типа ремней или подушек безопасности же не было. Я похолодела, думаю, что сейчас меня прогонят отсюда. Но парень вышел, осмотрел машину и сел обратно. Я спросила: «Ну, как?», он ответил, что пальма в порядке и улыбнулся. Конечно, скорость-то у нас была черепашья. Дальше всё пошло как по маслу. Я откатала свои три круга без происшествий и даже смогла проехаться в четвёртый раз, когда одна девочка отказалась.
Вечером папа вернулся с работы и первым делом спросил меня со смехом, как поживает пальма. Даже не представляю, каким образом слух о моей аварии так быстро распространился. В общем, вождение мне очень понравилось, я думала, что потом обязательно получу права, но жизнь сложилась так, что автомобиль я не вожу. Зато у меня есть права на управление маломерным судном, но это совсем другая история.
==
Но практически все школьники сдавали - меня конкретно спросил человек, который учился в 1985-1987 годах.
Спрашивает, как мы, солдаты, воспринимали их, школьников.
Вот только, видимо, он спутал танкодром с автодромом. А может и не спутал, а это ты меня напутал - но я на всякий случай у него уточню.
